понедельник, 22 сентября 2014 г.

Все ниже, ниже и ниже!


Что волнует каждого автолюбителя? Мощность мотора, который находится под капотом, его надежность, и конечно же экономичность. Ведь как приятно, когда можно смело жать педаль газа и не переживать о расходе топлива! Знаете, сколько потреблял первый двухтактный двигатель внутреннего сгорания, который разработал француз Этьен Ленуар в 1860 году? В это сложно поверить, но при своей мощности в 12 л.с. детище Ленуара «сжирало» 3000 литров газа в час. При этом КПД двигателя не превышал 4%, а на его охлаждение ежечасно требовалось 120 куб метров воды. Однако на тот момент это был единственный работоспособный двигатель внутреннего сгорания, поэтому он пользовался изрядным спросом, и был выпущен в количестве более 1000 экземпляров. 
 


Переворот в создании автомоторов произвел немец Аугуст Отто, создавший в 1863 году двухтактный атмосферный двигатель. Он имел КПД в 4 раза выше, чем мотор Ленуара, и был в пять раз экономичнее. Кроме того, Отто запатентовал технологию «четырехтактного цикла», которая используется в двигателях по сей день. 
 


Невзирая на то, что двигатели Отто имели огромную популярность (в 1870-1890-х годах их произвели более 40 тыс штук), они обладали большим недостатком – работали на светильном газе. Уровень его потребления был очень высоким, а производство – ограниченным.

Революционное решение предложил в начале 1880-х годов бывший соратник Аугуста Отто – Готлиб Даймлер. Он вместе с напарником Вильгельмом Майбахом создал легкий карбюраторный двигатель, который работал на бензине. При этом зажигание топливной смеси осуществлялось не открытым пламенем, а раскаленной трубкой. Мощность 1,7-литрового двигателя буквально в течение нескольких лет выросла с 0,75 л.с. до 2,5 л.с. А расход топлива при этом достигал нескольких десятков литров на 100 км. 
 


Невзирая на бурное развитие автомобилестроения с приходом 20 века, моторы оставались достаточно «прожорливыми». При этом количество лошадиных сил росло, равно как и объем двигателей. Если в начале 1900-х мощность моторов составляла 20-50 л.с. при объеме 2-3 литра, то к 1950-1960 годам она выросла до 150-200 л.с. при объеме до 5 литров. Однако на затраты топлива такое «взросление» никоим образом не сказалось: автомобили «кушали» 20-30 литров/100 км.

Настоящая мода на экономичность началась ближе к 2000-м годам вместе с появлением инжектора. Он пришел на смену карбюратору, а расход топлива у инжектора оказался на 40% ниже благодаря точной дозировке. В итоге, автопроизводителям удалось значительно снизить «аппетиты» автомобильных моторов, сократив средний расход до 10 л/100 км и ниже. 
 
 
 
Subaru сыграло в эволюции экономичности моторов далеко не последнюю роль. Одно из наиболее значимых достижений компании – использование оппозитных двигателей, которыми оснащаются почти все модели Subaru начиная с 1963 года. «Оппозитник» сконструирован таким образом, что угол между рядами цилиндров, в отличие от привычного V-образного движка, составляет 180 градусов. Это позволяет достичь равномерного хода поршней, и экономичного режима сгорания топлива. 
 


Будущее, разумеется, за гибридными автомобилями. Они дадут экономию топлива в разы. Подтверждение этому - модель Subaru XV, получившая название Crosstrek Hybrid, еще в 2013 году была признана в США самым экономичным полноприводным гибридом. Сочетание 2-литрового бензинового двигателя и электромотора мощностью 13,6 л.с. дает потребление 5-6 литров топлива на 100 км. И ведь это явно не предел! 
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий